Правила создания и работы врачебной комиссии

Росздравнадзор утвердил проверочные листы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности. Большинство пунктов устанавливают требования к врачебной комиссии. Структура комиссии и подкомиссий зависит от размера медучреждения, организационноправовой формы и лицензии. Правильная организация работы врачебной комиссии является одним из важных факторов обеспечения качества медицинской помощи.

Николаева Анастасия Владимировна, заведующая 2-м родильным отделением, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад.

В.И. Кулакова» E-mail: av_nicolaeva@oparina4.ru Ушакова Инна Анатольевна, врач акушер-гинеколог, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова»

 

Врачебная комиссия — особый орган, функционирующий на постоянной регулярной основе при каждой медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных ситуациях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Врачебная комиссия создается в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Порядок создания и работы, оформляемая документация являются предметом государственного контроля.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регламентируется приказом от 05.05.2012 № 502. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организацииопределяет цели создания, правила деятельности и функции врачебной комиссии медицинской организации.

Врачебная комиссия медицинской организации (далее — врачебная комиссия) создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам [3].

В своей деятельности врачебная комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Врачебная комиссия осуществляет следующие функции [3]:

  • принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
  • – определение трудоспособности граждан;
  • – продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
  • – принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • – проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
  • – оценку качества, обоснованности и эффективности лечебнодиагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
  • – оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
  • – разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
  • – изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;
  • – принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • – принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшерпри оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
  • – проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 № 1689н (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2012 № 23164);
  • – вынесение медицинского заключения о наличии (отсутстви медицинских показаний и медицинских противопоказаний для медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок направления граждан на медицинскую реабилитацию и санаторно-курортное лечение;
  • – выдачу заключения о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (СЗ РФ, 2008, № 15, ст. 1550; № 23, ст. 2713; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 33, ст. 4083; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; 2011, № 2, ст. 339);
  • – осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденный постановлением правительства РФ от 14.01.2011 № 3 (СЗ РФ, 2011, № 4, ст. 608);
  • – проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследованиработников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (ил опасными условиями труда;
  • – выдачу справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • – вынесение медицинского заключения о том, что при изъятии органов и тканей для трансплантации (пересадку живого донора его здоровью не будет причинен значительный вред;
  • – анализ заболеваемости, в том числе матерей и новорожденных, внутрибольничными инфекциями, разработка и реализация мероприятий по профилактике заболеваемости внутрибольничными инфекциями;
  • – организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации);
  • – взаимодействие в работе по вопросам, относящимся к компетенции врачебной комиссии, с территориальными фондами обязательного медицинского страхования, региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы по  надзору в  сфере здравоохранения и  социального развития и  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, со  страховыми медицинскими организациями, иными органами и организациями;
  • – рассмотрение обращений (жало по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи граждан в медицинской организации;
  • – иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами президента РФ, правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ [3].

Врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. В зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации по решению руководителя медицинской организации в составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено. Положение о врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), регламентирующее цели, задачи и функции врачебной комиссии (ее подкомиссий), порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии (ее подкомиссий) утверждаются руководителем медицинской организации.

Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать [2]:

  • – правовые основы деятельности;
  • – цели и задачи;
  • – порядок создания;
  • – структуру и численный состав;
  • – правила деятельности;
  • – функции (круг решаемых вопросов);
  • – порядок принятия решений;
  • – порядок замещения отсутствующих членов;
  • – порядок учета и предоставления отчетности по итогам деятельности;
  • – другие важные для организации вопросы [1].

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом — положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Врачебная комиссия (подкомиссия врачебной комиссии) состоит из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии. Председателем врачебной комиссии назначается руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения) медицинской организации, в должностные обязанности которого входит решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии.

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации, в должностные обязанности которых входит решение вопросов, отнесенных к компетенции подкомиссий.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии).

В состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) осуществляет следующие функции:

  • – составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • – подготовку материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • – уведомление членов врачебной комиссии (ее подкомисси о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);

оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитываются принятые решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) (далее — журнал);

организацию хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

План-график заседаний на год может включать в себя:

  • изучение нормативных документов (федеральных законов, постановлений правительства, приказов Министерства здравоохранения, санитарных правил и норм), а также информационных писем Минздрава, Росздравнадзора, Роспотребнадзора и т. п.;
  • – обсуждение конкретных случаев ведения пациентов с анализом медицинской документации, случаев обращения с жалобами или претензиями на качество медицинской помощи;
  • – обсуждение вопросов повышения квалификации специалистов;
  • – обсуждение внедрения новых услуг, методик, продуктов для повышения качества оказания медицинской помощи;
  • – обсуждение внутренних локальных актов.

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения:

  • – дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • – список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
  • – перечень обсуждаемых вопросов;
  • – решения врачебной комиссии (ее подкомиссии его обоснование.

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством.

Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии)вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал. Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии и ее подкомиссий. Контроль за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.

Какие подкомиссии выделить во врачебной комиссии и как распределить функции, решает руководитель учреждения. Состав подкомиссий конкретного учреждения зависит от работ и услуг, которые прописаны в лицензии. Например, если медорганизация проводит экспертизу профпригодности и освидетельствование на годность к управлению транспортными средствами, право владения оружием, нужны две подкомиссии. Необходимо учесть организационно-правовую форму медорганизации. Так, коммерческой клинике не нужна подкомиссия по плановой госпитализации.

Подкомиссии можно укрупнить.

Например, объединить отбор на санаторно-курортное лечение и контроль назначения лекарств. И наоборот, создать отдельные подкомиссии для стационарных и амбулаторнополиклинических отделений. Каждая будет выполнять все функции врачебной комиссии.

Центральная врачебная комиссия контролирует исполнение всех функций, независимо от того, какой подкомиссии делегирует отдельное направление.

В обязательном составе врачебной комиссии — председатель, один или два заместителя, секретарь и члены. Минимум пять человек.

У всех должно быть высшее медицинское образование (п. 8, 12 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н). Небольшим медицинским организациям полный состав собрать трудно. Во время отпусков врачебная комиссия и подкомиссии могут состоять из четырех человек.

Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

  • приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;
  • – приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);
  • – положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);
  • – приказ об утверждении планаграфика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).
  • – план-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);
  • – приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);
  • – протоколы врачебной комиссии;
  • – журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);
  • – отчеты о работе врачебной комиссии, утвержденные руководителем организации.

Журнал клинико-экспертной работы (журнал контроля качества медицинской помощи): ведение журнала регламентируется Приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 № 154 «О введении формы учета клиникоэкспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях» (вместе с «Инструкцией по заполнению учетной формы 035/У-02 «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения») и методическими рекомендациями № 2002/140 «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений».

Отчеты председателя врачебной комиссии руководителю организации заполняются в форме, предложенной методическими рекомендации № 2002/1401, однако в случае оказания платных услуг в клинике косметологии и пластической хирургии, где нет медико-социальной экспертизы, экспертизы временной нетрудоспособности и льготного обеспечения лекарственными препаратами, отчет может трансформироваться в аналитическую записку главного врача (он же и председатель врачебной комиссии) руководителю организации, где помимо медицинских показателей могут присутствовать и маркетинговые.

Например:

  • – количество проданных услуг по наименованиям, с указанием наиболее популярных и наименее востребованных;
  • – количество комплексных программ и обоснованность их назначения, как с точки зрения медицинской, так и маркетинговой;
  • – анализ движения пациентов;
  • – анализ востребованности аппаратных услуг и причины простоя оборудования;
  • – график обучения (сертификационные циклврачей и среднего медперсонала на год;
  • – предложения по введению новых услуг, покупке новых продуктов и оборудования (основанные на аналитических данных).

Как видим, врачебная комиссия на самом деле не столько тяготы для клиники, сколько реальный инструмент управления разными процессами — от создания и продвижения услуг до контроля качества оказания медицинской помощи.

Литература:

1. Кицул И. С., Фадеева Е. В. Работа врачебной комиссии и контроль качества и безопасности медицинской деятельности // Заместитель главного врача. — 2015. — № 7 — С. 61–67.

2. Князев Е. В., Таевский А. П., Елисеева Е. К., Шмакова Т. А. Как выбрать структуру врачебной комиссии и распределить полномочия с учетом типа медорганизации // Заместитель главного врача. — 2018. — № 1 — С. 46–50.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».