Инновационный менеджмент в ходе непрерывного медицинского образования врачей организаторов здравоохранения Московской области

Марков Д. С., д-р мед. наук, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья, ФУВ МОНИКИ им. В. Ф. Владимирского, первый зам. министра здравоохранения Московской области

Гуров А. Н., д-р мед. наук, профессор, зам. директора, ФУВ МОНИКИ им. В. Ф. Владимирского по научно-организационной работе. E-mail: gurov1@monikiweb.ru

 

Приказом министра здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 [1] и протоколом заседания Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России (далее – Координационный совет) от 12 декабря 2013 г. № 5 ГБУЗ «Московский областной научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М. Ф. Владимирского» определен в качестве пилотного для отработки модели основных принципов непрерывного медицинского образования (НМО) по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Реализация модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для организаторов здравоохранения с участием Общества организаторов здравоохранения (председатель – академик РАМН В. И. Стародубов) (далее – модель) направлена на обеспечение качества оказания медицинской помощи путем повышения уровня квалификации руководителей органов управления здравоохранением и медицинских организаций (МедО) Московской области.

Координационно-методическое сопровождение результатов реализации модели осуществляется государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ВУНМЦ) при поддержке Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России на интернет сайте www.sovetnmo.ru.

МОНИКИ – единственный в стране многопрофильный научно-исследовательский клинический институт с коечным фондом 1105 коек, в котором имеется свой факультет усовершенствования врачей (ФУВ) с 30 кафедрами и курсами, среди которых есть кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья (ОЗиОЗ). На ФУВ МОНИКИ ежегодно обучается и повышают свою квалификацию до 5000 врачей.

Комплектование кафедры ОЗиОЗ слушателями осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66 н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях». Обучение на кафедре ОЗиОЗ осуществляется в группах профессиональной переподготовки, сертификационного и тематического усовершенствования по типовым программам, которые согласуются с теми, которые используются на соответствующих кафедрах для аналогичных групп в РМАПО, ПМГМУ им. И. М. Сеченова и других медицинских вузах РФ. За последние 10 лет обучение на кафедре ОЗиОЗ ФУВ МОНИКИ прошли более 2000 врачей-организаторов здравоохранения.

Для участия в проекте НМО для подготовки врачей по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье была подготовлена программа: «Инновационным менеджментом в здравоохранении» продолжительностью 144 часа.

Под инновационным менеджментом в здравоохранении понимается внедрение современных научных принципов управления здравоохранением по целенаправленному преобразованию организационных структур здравоохранения на основе экономического, правового, психологического, информационно-аналитического механизма деятельности сотрудников и органов управления здравоохранением, направленного на повышение эффективности использования ресурсов медицинских организаций и наибольшего удовлетворения потребности населения в качественной медицинской помощи.

Под инновационными технологиями в обучении менеджменту организаторов здравоохранения в системе НМО, понимаются внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки, которые пока еще не получили массового, т. е. серийного распространения [2].

В процессе обучения в качестве инновационных технологий на кафедре ОЗиОЗ используются: дистанционное обучение по отдельным разделам программ за счет внедрения телемедицины и электронных учебных материалов по основным модулям учебных программ, информационных программных комплексов, используемых на практических занятиях по темам ролевых (деловых) игр и применение симуляторов для организаторов здравоохранения, обучающихся на кафедре [3].

Дистанционное обучение для отдельных групп слушателей использовалось и раньше, как дополнение к традиционным формам обучения для разбора деловых игр, консультации слушателей по темам и проведения семинарских занятий. В МОНИКИ на базе медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) имеется свой телемедицинский центр, который позволяет связаться с 12 медицинскими округами Московской области (МО), объединяющими все муниципальные образования МО, где имеются соответствующие телемедицинские кабинеты.

Симуляторами для организаторов здравоохранения, обучающихся на кафедре ОЗиОЗ являются: компьютерные классы с программными продуктами, моделирующими работу слушателя в соответствии с ролью в деловой игре в должности руководителя органа управления муниципальным здравоохранением или МедО, работа в структурных подразделениях МОНИКИ, являющихся типовыми имитационными моделями крупной областной (краевой, республиканской) медицинской организации, в научно-организационном отделе МОНИКИ, Приемной Министерства здравоохранения Московской области, МИАЦ МОНИКИ.

Под модулем в процессе обучения понимается набор подлежащих освоению умений, знаний и навыков нацеленных на подготовку и переподготовку организаторов здравоохранения, обладающих (или не обладающих) определенным уровнем профессионального опыта и составленных в форме специализированных деловых игр [2]. Необходимым элементом модульного обучения на кафедре является рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.

Основными модулями учебной программы Инновационный менеджмент в здравоохранении, являются:

  • стратегическое планирование и прогнозирование, технологии принятия управленческих решений (Бизнес планирование, SWOT-анал– рис. 1;
  • экономические отношения в системе здравоохранения (рис. 2);
  • правовое и законодательное обеспечение потребностей населения в сфере охраны здоровья и работы медицинских организаций (рис. 3);
  •  психология и этика менеджмента, управление мотивацией и стимулирование персонала (рис. 4);
  • организация медицинской помощи населению (взрослым и дет– рис. 5;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицинская статистики и информатизации в процессе управления здравоохранением (рис. 6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В качестве информационных систем используются: региональный сегмент единой государственной информационной системы здравоохранения; комплексная информационно-аналитическая система управления медицинской организацией, которая включает сегменты (поликлиника больница, документооборот МедО, клиническая лаборатория, диетическое питание, управление организацией закупок и материально-техническим обеспечение), программа модернизации здравоохранения, анализ деятельности МедО и формирование отчетности, обеспечение информационной безопасности и др.; нормативно – справочная информационная система управления здравоохранением субъекта и муниципального образования на основе современных геоинформационных систем.

На ряду с приобретаемыми программными продуктами специалистами кафедры самостоятельно разработано 9 информационных систем по актуальным вопросам организации медицинской деятельности, на которые получены свидетельства в Патентном ведомстве Российской Федерации и два диплома в рамках конкурса, проводимого Минздравом России, как лучшая информационная система 2011 и 2012 гг.:

  • «Клинико-экономический и фармакологический интерфейс» для формирования и расчета медикоэкономических стандартов (авторы М. В. Пирогов, А. Н. Гуров, 2011);
  • Программный комплекс оценки эффективности внедрения результатов научно-технической деятельности в практику здравоохранения (авторы И. Л. Андреева, А. Н. Гуров, С. А. Зуев, 2012).

Каждый слушатель, который желает пройти обучения по программе Инновационный менеджмент здравоохранения, должен дать согласие на участие в реализации модели НМО и отвечать требованиям, предъявляемым приказами Минздрава России от 03.08.2012 г. № 66 н и от 7 июля 2009 г. № 415н, для обучения на сертификационном цикле по организации здравоохранения и общественному здоровью в системе дополнительного профессионального образования.

После ознакомления с компонентами образовательной программы с использованием личного кабинета, который заводится на интернет сайте: www.sovetnmo.ru или на сайте: fuvmoniki.ru электронного деканата МОНИКИ, формируются индивидуальный план обучения по установленной ВУНМЦ форме с учетом доли каждого вида учебной деятельности (табл.). По мере прохождения каждого учебного мероприятия и самостоятельной работы с учебными материалами заполняются данные о выполнении индивидуального плана обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Врачи участники реализации модели самостоятельно выбирают материалы, соответствующие темам и учебным модулям рабочей программы и включают их в свой индивидуальный учебный план.

На упомянутых порталах размещается информация о материалах в соответствии с учебными программами, а также сведения о соответствии материалов установленным требованиям.

Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В отрабатываемой в настоящее время Минздравом России и поддержанной Министром здравоохранения Московской области Н. В. Суслоновой непрерывной системе последипломной подготовки врачей кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья ФУВ МОНИКИ, может выполнять роль симуляционного центра по вопросам работы областной (краевой, республиканской) больницы. Помимо этого с учетом применения дистанционных информационных и телемедицинских технологий кафедра может принимать участие в комплексных межвузовских деловых играх для обучающихся в других ВУЗах различных групп сертификационного усовершенствования организаторов здравоохранения, по программе «Инновационного менеджмента в здравоохранении».

Литература:

1. Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей с участием общественных профессиональных организаций. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837. http://www.sovetnmo.ru.

2. Инновационные технологии в образовании. Центр инновационных государственных технологий. Под. ред. И. И. Абылгазиева, И. В. Ильина. М.: Изд. МГУ им. М. Ю. Ломаносова. – 2011. – Вып. 2. – 146 с.

3. Палеев Ф. Н., Гуров А. Н., Королева М. Н. Применением инновационных технологий в преподавании правовых вопросов обеспечения медицинской деятельности на кафедре организации здравоохранения и обществе нного здоровья ФУВ МОНИКИ // Науч. труды V Всероссийского съезда (Национального конгресса) по медицинскому праву. 20–21 ноября. – М., 2013. – С. 152–155.